Осьмино расположено по берегам реки Сабы и при Петре I называлось "Посадом”. В 1676 г. принадлежало двору Сомерской волости и составляло вотчину сперва Алексея Петровича (1716), потом Екатерины I (1723). С 1737 г. принадлежало Александро- Невской лавре. В 1827 г. стало Гдовским императорским имением и его доходы шли на содержание дачи Александрия под Петергофом. Осьминская каменная церковь с иконой тихвинской божьей матери была выстроена в начале XIX в. петербургским купцом, осьминским уроженцем Гавриилом Карповичем Поршняковым (Военно- статистические сведения о Cанкт- Петербургской епархии. Вып. X., последний. СПб. 1885. С. 182-190). Потом ее разобрали.
Река Саба- левый приток р. Луги, ее название происходит от эстонского saba- "хвост”. Вытекает из Красногорского озера. Длина -102
км. Река узкая, но глубокая, много порогов. Наиболее крупный из них-
Стужица. По берегам- обнажения девонских
песчаников. В старину река соединялась волоком с рекой Вердугой (приток р.
Плюсы). На правом берегу, близ селения Гусли- курганные группы- Засобская
(Засабская) могила, Колода, Судбище.
Озеро Самро- крупное озеро- его площадь 40,4 кв км почти круглое с плоским дном очень мелкое преобладающие глубины- меньше 1 м в засуху выступают отмели Богато сапропелем Ил залегает слоем в 3 м В прошлом имело значение для рыболовства На северо-западном Бергу обнаружены следы городища- укрепленного селения
Заселение Полужья происходило вслед за
отступающим ледником в эпоху мёзолита. К этой эпохе относится самая древняя
стоянка первобытного человека на территории Лужского района. Она открыта
археологом В.И.Тимофеевым в 1982 г. между дер. Соколок и Залустежским озером /в
15 км от с.Осьмино / В V- IX вв н э на территории района обитало население,
относящееся к культуре длинных курганов.
С ним связано устройство погребальных насыпей
протяженной валообразной формы. В погребениях /близ дер. Шипино/ встречаются
изделия из бронзы: височные кольца, браслеты, стеклянные бусы.
В X в. среди славян
Полужья распространился обычай сооружений в местах погребений высоких курганов-
сопок. Их насыпают высотой до 7м, окружая основания кольцом из крупных валунов.
Они были не только местами" погребения, но и местом
жертвоприношений, религиозных обрядов. Такая сопка /частично разрушена у дер. Самро, 20 км от
Осьмино/
Впервые река Луга упоминается в Лаврентьевской летописи под
947г. в связи с походом княгини Ольги к Новгороду
"Иде Вольга Норгороду и устави по Мсте оброки и дани
и Лузе погости и дани
Целью этого похода было подчинение здешнего населения власти князей. Установленные Ольгой погосты были пунктами сбора дани и вершения судебных дел.
/Осьминская волость территориально
относилась к Сумерскому погосту ШЕЛОНСКОЙ
ПЯТИНЫ
погост 1.сельское кладбище
2./ устар./ расположенная в
стороне от села церковь с кладбищем и прилегающим двором.
пятиня-
1 из 5 административных районов, на которые
делилась Новгородская Земля в конце ХV- нач. ХУШ в.
Княгиню Ольгу можно считать почти что
уроженкой этих мест. Родиной ее считается село Выбутский погост в 13 км к югу
от Пскова.
Топоним Луга связан с древней народностью водь.
По имеющимся в финском языке аналогам он, по всей
вероятности, обозначает место, связанное с нерестом лососей. До сих пор в районе на Луге, Ящере и притоках
сохранились места нереста этой рыбы.
Изображение лосося было представлено на
исторических гербах города. Через территорию современного Лужского района.
проходил важный волоковой речной
торговый путь Луга- Мшая-Шелонь, соединивший Новгород с сев- зап. странами.
Лужский край был пограничным краем, ареной
многочисленных сражений, военных походов.
Ко времени, последовавшему за присоединением
Новгорода к Москве /в 1478г/ относится первое упоминание о селе Осьмино /1498г/
Российский Государственный Архив Древних
Актов предоставил ксерокопию страницы и перевод из Писцовой книги Шелонской
пятины писца М. И. Валуева 1498г., где
сказано буквально следующее:
" В Сумерском же погосте деревни
Оксиньинские Никитины жены Василистины за Митею за Родивоновым сыном Мякинина. Дер. Восьмина, а в ней церковь Егорий Велики:
во дворе в большом сам Митя, двор Ключник его Невер, пашни 8 коробей, сена 50
копен, 2 обжы, да в той же деревне двор
поп Лука да брат его Оккундинко днах".
/ф.137 "Боярские и городовые книги"/
В пояснениях работников архива:
а/исчисляемые в коробах объемы зерна
обозначают объем посева хлебов.
б/форма записи имени "Митя
Родионов" указывает на его статус помещика,
по своему социальному положению он скорее
всего является сыном
боярским."
Мы сегодня точно, опираясь на достоверные
источники можем сказать, что селу Осьмино -503 года
Смутные времена и голод в начале ХУП в.
вызвали упадок края. В 161:0-1612 г. почти вся Новгородская земля была
практически оккупирована шведами.
В 1617г. между Россией и Швецией был заключен
мирный договор, названный по месту его подписания в д. Столбово /на р.Сяси/ Столбовским.
Россия была вынуждена уступить шведам свои земли в Прибалтике, включая Ижорскую
землю с городами Копорье, Ям /Кингисепп/, Ивангород. Линия раздела шла по реке
Луге и по нижнему течению Оредежа.
Ингерманландия - так шведы называли отошедшую
к ним русскую территорию. С этим временем связаны некоторые топонимы, обнаруженные
в походах уч-ся. Рядом с Осьмино находится дер. Сара /возможно эстон. Саара/ По
легендам, устно передаваемыми местными жителями деревню назвали в честь девушки
СААРЫ, которая героически сражалась со шведскими захватчиками.
Другое название - дер. Псоедь, возможно в
переводе со шведского, обозначает "Березовая роща", однако народные
легенды утверждают другое: Собрались мужики у костра, подвыпили и не заметили,
как вместо зайца - пса поджарили, который случайно в силки попался."
Ко временам Ингерманландии относят название Кровавый
ручей, протекающий по окраине с. Осьмино, якобы битва со шведами была страшной
и жестокой, вода в ручье стала кровавой /по легендам местных жителей/
По словам местных жителей дер. Гусли, Засабье,
Шипино, Сара существуют шведские захоронения в этих деревнях, но вплотную этой
проблемой никто не занимался.
Красивая легенда о названии села Осьмино давно
передается из уст в уста: " Ехал царь Петр 1 через деревню, и сломалась
ось у кареты, и велел царь ось менять незамедлительно, так и прозвали дер.
Осьмино. Но как показывают достоверные источники /село Осьмино существовало уже
200 лет до возможного приезда Петра.
Название связано
с восьминой - старой русской мерой зем. площади 1/4 десятины , 1/4 десятины
1,09 га/ или осьма – "жилище”.
А единственное
место в р-не, где достоверно бывал Петр 1 - село Песье- ныне Самро / в 20 км от
Осьмино/. В 1700 г./2 сентября/ Петр 1
выступил из Москвы к Нарве. Царь двигался с войском по маршруту /через
Новгород-на Медведь-/по территории Псковской области/: Заполье- Пелешоп- Харламова Гора-, через территорию
Лужского района с. Песье /Самро/- Дретно
/Сланц. раион/ до реки Луга – Ям- Ивангород.
Замечательным памятником этого непростого времени
является Св.Георгиевская церковь в с. Осьмино. Сложенная из огромных по
толщине бревен, она воспринимается похожей на неприступную крепость. Особенно
выразительно выглядела высокая звонница, напоминающая сторожевую башню.
Непростая судьба у храма.